Датчик контроля за тяговым аккумулятором STOPiT

Датчик контроля за тяговым аккумулятором одна из важнейших частей системы контроля за складской техникой STOPiT.

Его цель – сбор данных о физических параметрах тягового аккумулятора в режиме реального времени - информирование водителя техники или инженера о необходимых действиях с аккумулятором, и передача данных на ресивер. Данные сохраняются на сервере и отображаются в специальной программе.

Датчик размером 80 на 120 на 32 миллиметра монтируется, всего за 20 минут на любую аккумуляторную батарею, будь то аккумулятор для погрузчика, ричтрака или даже электротележки. Нет никаких ограничений по производителю и возрасту аккумуляторной батареи. Датчик может использоваться как на классических аккумуляторных батареях, так и на гелевых и литий-ионных.

Датчик решает несколько важнейших в обслуживании складской техники задач.

Во-первых, звуковым бипером информирует водителя техники о том, что скоро наступит пороговое значение уровня заряда аккумуляторной батареи и её нужно своевременно зарядить.  Система отслеживает, кто, во сколько, когда и при каких обстоятельствах поставил ее на заряд. Если это не сделано, бипер продолжает сигнализировать, что ее следует поставить на заряд, чтобы избежать эффекта сульфатации.

Во-вторых, на датчике в дополнение к звуковому биперу есть очень полезная при работе в зарядной комнате светодиодная индикация: уровня заряда, температуры, уровня электролита, и наличия связи с ресивером.

Если    уровень электролита или температура батареи показаны на индикаторе красным цветом, следует отключить аккумулятор от зарядного устройства или залить дистиллированную воду. В случае если индикатор уровня заряда постоянно горит, это значит, что уровень заряда выше 95% (это хорошо), если он мигает – это диапазон от 30% и ниже. А вот если он вообще не горит - значит батарея в глубоком разряде и будет соответствующий звуковой сигнал. 

Очень важная функция – измерение уровня температуры. Например, при подключении горячей гелевой батареи к зарядной установке завышенная температура может сократить ресурс батареи в 3 -5 раз, для предотвращения перегрева аккумулятора, датчик начинает издавать звуковой сигнал.  Датчик температуры помещается между центральными элементами аккумулятора.

Подключаемый, универсальный датчик для измерения уровня электролита представляет собой свинцовую проволоку с отводом и удобное крепление на батарею.  Перед монтажом он выравнивается и откусывается в нужном месте, примерно на расстоянии 10 мм от уровня электродов, таким образом, датчик начинает сигнализировать о дефиците уровня электролита заранее, до критической ситуации. 

Датчик через силовые кабели жестко фиксировано крепится к батарее и постоянно измеряет ток через установленный в нем токовый шунт для расчета рабочей ёмкости аккумулятора.

Следующими физическими величинами измерения являются напряжение и полнунапряжение. Провода питания, закрепленные достаточно удобно через специальное отводы, измеряют общее напряжение и полунапряжение.  Значение общего напряжения используется в алгоритме расчета уровня заряда аккумуляторной батареи, а измерения полу-напряжения для оценки наличия в ней неисправных элементов, что в разы сокращает временные сервисные затраты на сопровождение батареи.

Важный модуль в самом датчике – измерение удара. Он активизируется, когда в комплекте поставки с датчиком есть модуль идентификации техники. В этом случаеатчик знает, д в какой он находится технике. Так как вес аккумуляторной батареи достаточно велик, то удар по батарее, а значит и по датчику соизмерим с ударом по технике.

Датчик исполнен в формате IP65: он полностью кислотостойкий. Протестированы все ключевые элементы датчика, начиная от клемм силовых проводов, заканчивая токоотводами и корпусом датчика, чтобы датчик один раз был установлен на аккумулятор и отслужил до 10 лет.

Внутри датчика укомплектован радиомодем, работающий на частоте 868 мегагерц. Это очень продумано: с одной стороны, сам радиомодем потребляет минимум энергии, с другой стороны, - это радиоволна, которая позволяет очень хорошо огибать стеллажи. Поэтому при таком мизерном энергопотреблении (до 20 миллиВатт) датчик может передавать данные даже на 100 метров. Если погрузчик уехал в угол склада, датчик пишет в себя все данные. Тем более, что памяти хватает до 6 месяцев непрерывной записи данных. Обычно батарею ставят на заряд раз в день, ресивер находится точно в зоне зарядной комнаты, поэтому данные всегда все выгружаются.

В датчике есть плата с процессором.  На основании прошитых алгоритмов датчик сам принимает решения: он не перегружает сервер, отправляет туда только финальные, выверенные, качественные данные.

Чем раньше датчик системы STOPiT монтируется на аккумуляторе, тем быстрее он начинает приносить пользу батарее.  Людям, которые его используют. Организации, заинтересованной в надежности и эксплуатационной эффективности парка тяговых аккумуляторных батарей и техники.

Инструкция по установке датчика на тяговый аккумулятор.

Автор статьи

Александр Логинов