Как выбрать зарядное устройство для тягового аккумулятора

Зарядное устройство – вещь необходимая, но оказывается, кроме напряжения и силы тока, у него есть и другие весьма важные параметры, позволяющие не только хорошо зарядить тяговый аккумулятор, но и продлить ему срок службы.

Во-первых, определимся, какую аккумуляторную батарею будем заряжать.

Если у вас гелевый или AGM аккумулятор, то необходимо подбирать зарядное устройство с учетом наличия в нём профиля заряда для необслуживаемых аккумуляторов. Почему это так важно? Потому что у обслуживаемого аккумулятора в финальной стадии заряда – перемешивания электролита – допустимое напряжение на элемент может доходить  до 2,60В, а у необслуживаемого – максимально составляет порядка 2,35 В/эл. Напряжение не должно превышать этого значения в связи с тем, что основная часть тока от зарядного устройства пойдет уже не на заряд электродов, а на электролиз дистиллированной воды в электролите, но так как у необслуживаемых аккумуляторов нет возможности её долить, то аккумулятор будет оперативно терять воду в элементе (осушаться) и крайне быстро выйдет из строя. Не верно подобранная зарядная установка для заряда гелевых аккумуляторов сокращает их срок службы в 7-10 раз

Ко второму критерию я бы отнес необходимое время подготовки аккумулятора к работе. Например, если электропогрузчик с аккумулятором Hawker Perfect Plus 48V 4PzS 500Ah эксплуатируется только в дневную смену, можно выбирать зарядное устройство Hawker Lifetech Modular TC3 48В 60А 3,5кВт: оно зарядит аккумулятор, разряженный на 80%, за 8 часов. Если же электропогрузчик эксплуатируется круглосуточно, аккумулятор должен быть готов к работе побыстрее. В таком случае это может быть зарядное устройство Hawker Lifetech Modular TC3 48В 120А 7кВт: оно зарядит аккумулятор за 5 часов. Если есть необходимость срочно подготовить аккумулятор к работе, то следует установить на него систему перемешивания электролита Airmix, и аккумулятор будет готов к работе даже за 4 часа. 

Третья характеристика, на которую следует обратить внимание, — это наличие в профиле заряда функции «поддерживающего заряда», например, Hawker Perfect Plus 24V 3PzS 345Ah, который используется на штабелере или электротележке для перемещения товара в торговом центре или на небольшом складе. При низкой нагрузке до 2-3х циклов разряда в неделю функция «поддерживающего заряда» зарядного устройства Lifetech Modular TC1 24В 70А 2кВт поможет предотвратить образующуюся сульфатацию на аккумуляторе, что увеличит его срок службы до 8-10 лет. 

Четвертая особенность зарядного устройства — это технология его изготовления. Их можно разделить по типу трансформатора: трансформатор 50 Гц и высокочастотный трансформатор. Первый представляет собой старую технологию изготовления зарядных устройств, он работает на профилях, основанных на постоянной мощности, например, WoWа. А высокочастотные трансформаторы обладают более эффективным профилем заряда IUIa, заряжающим аккумулятор до 95% постоянным током фаза (I), и потом дозаряжают аккумулятор до 100% током при постоянном напряжении (U), затем током определенной величины (I), перемешивают электролит в аккумуляторе и далее проводят «поддерживающий заряд» током (а).  

Высокочастотные зарядные устройства лучше, чем 50 Гц по следующим параметрам.

  1. При равной исходной мощности зарядного устройства зарядят аккумулятор на 20% быстрее.

  2. КПД - 94% (в сравнении с 50 Гц, у которого 80%). 

  3. Могут отключаться по времени, что предотвратит перезаряд и перегрев аккумулятора, тогда как 50 Гц зарядные устройства могут долго кипятить аккумулятор. 

  4. Имеют внутренний компьютер и дисплей, показывающий параметры заряда (напряжение, ток), закаченную в аккумулятор ёмкость и время заряда. 

  5. К ним можно подсоединить систему перемешивания электролита Airmix, что ускорит заряд аккумулятора ещё на 15%.

  6. Зарядные устройства LifeTech Modular выполнены в модульном исполнении, что позволяет работать зарядному устройству даже если один из модулей выйдет из строя, в свою очередь 50Гц зарядное устройство перестанет работать. 

Однако стоит учитывать: вряд ли получится быстро зарядить любой аккумулятор к началу следующей смены, если водитель электропогрузчика забудет поставить аккумулятор на заряд. Для решения всех проблем, связанных с человеческим (и не только!) фактором, мы рекомендуем использовать систему STOPiT. Тогда, установив датчик на аккумулятор, можно удаленно отслеживать уровень заряда аккумулятора и предотвращать аварийные ситуации с ним. 

Автор статьи

Александр Логинов