Нужно ли менять неисправный элемент в тяговой аккумуляторной батарее?

 Совет от STOPiT

Вопрос актуальный, особенно когда элемент в аккумуляторе выходит из строя в самый неподходящий момент. Полагаю, если вы читаете эту статью, элемент у вас как раз вышел из строя в аварийном режиме.

Итак, если элемент вышел из строя, аккумулятор будет работать минут сорок от силы. Вы уже сделали замеры параметров напряжения элементов в аккумуляторе и нашли неисправный элемент.

Но… предположим у вас нет сменного аккумулятора. Что же делать? Оперативно можно только убрать этот элемент из цепи. Почему убрать лучше, чем оставить, написано в этой статье. Например, у вас 48-вольтовая батарея, в ней 24 элемента – значит, останется 23 элемента, их суммарного напряжения хватит примерно на 30% от исходной рабочей ёмкости аккумулятора. Если у вас 80-вольтовая батарея, то вы получите даже порядка 50%. Но если у вас 24-вольтовая батарея, то такой трюк не сработает.

Итак, вы убрали элемент, но тогда ВАЖНО ПОМНИТЬ: вам придется заряжать этот аккумулятор от обычной зарядной установки, которая не знает о том, что в батарее нет одного элемента, поэтому она будет сильно перезаряжать аккумулятор, что проявится в его кипении! Рекомендация: только начал закипать, отключите от зарядной установки – заряжаться будет быстро.

Дальше у вас есть следующие варианты действий:

1) определите текущую рабочую ёмкость элементов в аккумуляторе (методика), и в случае, если ёмкость выше 80% от заводской, купите элемент - мы поставим его из Европы, хотя срок доставки не очень короткий – 4-5 недель.

2) оставьте текущую аккумуляторную батарею как донорскую (если у вас есть сменные и ёмкость батареии ниже 60%), так как ей все равно долго не проработать, потому что практически сразу после замены одного неисправного элемента в ней появится следующий; это объясняется тем, что все элементы в аккумуляторе находились при одинаковых условиях эксплуатации, и в конце срока службы аккумулятора менять изношенные элементы нет никакого смысла (у старых аккумуляторных батарей сильные токи саморазряда – такую батарею подзаряжать нужно дважды в месяц).

3) если у вас нет сменных батарей и текущая ёмкость аккумулятора ниже 80% от заводской, купите новую аккумуляторную батарею.

В случае если аккумулятор отработал достойное количество циклов и лет в эксплуатации, мы крайне НЕ РЕКОМЕНДУЕМ проводить восстановление аккумуляторной батареи (ссылка на статью): вы потеряете не только деньги, но и время, а оно может обойтись вам дороже самого аккумулятора.

Для предотвращения такого неприятного события – выхода из строя элемента аккумулятора – и облегчения процесса принятия технического решения следует установить датчик контроля за тяговой аккумуляторной батареей STOPiT

Автор статьи

Александр Логинов