Поиск неисправного элемента в тяговом аккумуляторе - быстро и объективно

Выход из строя тягового аккумулятора - весьма неприятный процесс. Мы занимаемся сопровождением тяговых аккумуляторных батарей с 2010 года и знаем, что есть два варианта выхода элемента из строя.

1.                  В аварийном режиме, сразу. Обычно это результат короткого замыкания. Ничего не поделать, нужно решать, что делать с аккумулятором. Варианты решений этой задачи здесь.

2.                  Постепенно и незаметно. Это неприятный, но, к сожалению, знакомый всем вариант. Или элемент во время циклов заряда/разряда теряет рабочую ёмкость, или имеет только фиксированную ёмкость, но неполную.

Лучше всего во втором случае найти неисправный элемент заранее, иначе вы попадете в ситуацию номер один. Конечно, о плохо работающей батарее Вас уведомят водители техники, даже весьма эмоционально, но, как вы уже поняли, это будет в последний момент, когда элемент, скорее всего, будет неисправен, а на поставку нового потребуется 4-5 недель...

Почему лишь один неисправный элемент так сильно влияет на аккумулятор? Происходит следующее: в нормальном состоянии элемент под нагрузкой должен иметь напряжение от 2,06 до 1,80 Вольт, что соответствует 100% и 20% уровня заряда аккумулятора. Неисправный же – не имеет в себе электрохимической ёмкости и не может отдавать положительное напряжение в батарею. Когда через такой элемент протекает ток, под действием общего напряжения аккумулятора в нем происходит переполюсовка активной массы, т. е. он просто-напросто заряжается от остальных элементов, пока те отдают ток в электротехнику. И этот процесс идет при напряжении выше 2 В. А значит, вместо отдачи 2,06 В, элемент потребляет 2 В, в итоге - вместо вклада в общую цепь 2,06 В, элемент забирает из нее около 4,06 В.

Если учесть, что вклад одного элемента в общую цепь равен всего 0,26 В, получается, что один неисправный элемент полностью останавливает работу 24-вольтовой батареи, оставляет только 35% рабочей ёмкости у 48-вольтовой тяговой батареи и около 60% у 80-вольтовой.

Как осуществлять поиск неисправного элемента?

Для поиска необходимо производить регламентные работы по контролю параметров каждого элемента в аккумуляторе или воспользоваться нашей сервисной службой и датчиком контроля за тяговым аккумулятором STOPiT.

Ниже пример данных по работе аккумулятора из пакета программного обеспечения «АККУМУЛЯТОР» системы STOPiT.

 Так выглядит работа батареи с неисправным элементом.

Первый график «Напряжение» показывает зависимость напряжения от времени. Нижний график «Дисбаланс» отмечает, как система реагирует на появление неисправного элемента: элемент сначала отдавал ёмкость (красная черта), но потом перестал, что вызвало дисбаланс между половинами аккумуляторной батареи в 2 В. Рабочая ёмкость батареи в этом случае составила 240 А*ч вместо 740 (32%).

Система STOPiT позволяет выявить наличие неисправных элементов в аккумуляторе даже за один цикл работы аккумуляторной батареи.

Автор статьи 

Александр Логинов