Сульфатация свинцово-кислотной аккумуляторной батареи

Сульфатация – одна из причин преждевременного выхода свинцово-кислотной аккумуляторной батареи из строя. Под сульфатацией понимается образование неактивного сульфата свинца, который не способен принимать заряд от стандартного зарядного устройства, что ведет к прямой потере ёмкости аккумулятора.

Посмотрим электрохимическую формулу работы свинцово-кислотного аккумулятора. Важно, что она единая для всех технологий, будь то обслуживаемые или необслуживаемые гелевые (GEL / AGM) аккумуляторы.

Pb (анод) + PbO2 (катод) + H2SO4 = 2PbSO4 + 2 H2O 

При разряде (слева на право) в анод и катод входит серная кислота H2SO4 и образуется сульфат свинца PbSO4. При заряде (справа на лево) под воздействием тока заряда сульфат свинца превращается в свинец (Pb) и оксид свинца (PbO2). 

Если сульфат свинца образовался только что, он обладает гелеобразной формой, имеющей низкое внутреннее сопротивление и способной отдавать ион серной кислоты при стандартных условиях заряда. Эта модификация сульфата свинца называется α (альфа).

Но гелеобразная альфа форма нестабильна: со временем превращается в γ (гамма) модификацию, имеющую упорядоченную кристаллическую структуру и более высокое внутреннее сопротивление. Именно поэтому при стандартных условиях заряда она не способна превратиться в свинец и оксид свинца. 

Как определить наличие сульфата свинца и что с ним можно сделать, я описал в статье «Восстановление свинцово-кислотных аккумуляторных батарей».

При использовании тяговых аккумуляторных батарей для электропогрузчиков, ричтраков или электротележек предотвратить сульфатацию, своевременно подав звуковой сигнал для постановки аккумулятора на заряд, поможет установленный на них датчик контроля системы STOPiT.

Автор статьи

Александр Логинов