Тяговый аккумулятор вышел из строя: рассчитываем пройденные циклы заряда/разряда

 Правду ли говорят, что если тяговый аккумулятор, например, для электропогрузчика 48В/500 А*ч, отработал 5 лет и вышел из строя – это норма? По нашему мнению, нет!

Мы убеждены, что длительность эксплуатации влияет на выход из строя тягового аккумулятора лишь во вторую очередь. Первая причина – это количество циклов заряда/разряда, которые сделал аккумулятор за срок службы. Только предполагая, что аккумулятор верно сопровождали, не допускали глубоких разрядов (у классических) и перезарядов на зарядной установке (у гелиевых) аккумуляторов (датчик STOPiT), можно посчитать, сколько за срок службы аккумулятора совершено циклов заряда/разряда.

Во-первых, для расчета количества циклов нам понадобятся данные по моточасам с техники, на которой он эксплуатировался. Если на технике был сменный аккумулятор, то количество моточасов следует разделить на 2. Если же было несколько аккумуляторов на группу техники, то следует учитывать среднегрупповую наработку по моточасам.

Вторым важным значением для расчета является среднее энергопотребление складской техники на 1 моточас работы. Вот некоторые данные системы STOPiT:

Техника

Аккумулятор

Энергопотребление

А*ч за моточас

Электротележка

24В 375 А*ч

35

Электропогрузчик

48В 500 А*ч

80

Ричтрак

48В 775 А*ч

60

Данные средние и, конечно, зависят от массы груза, соотношения подъем / передвижение техники, а также от внутреннего алгоритма техники по подсчету моточасов.

Возьмем реальный пример. Аккумулятор 48В 500 А*ч. выходит из строя, отдает энергию всего на 1,5-2 часа работы техники, а сменного аккумулятора нет. На приборной панели значение – 4320 моточасов наработки техники.

По требованию заводов производителей тяговую аккумуляторную батарею можно разряжать на 80% от заявленной ёмкости. В нашем случае это 400 А*ч (500 А*ч х 80%)

Предположим, что аккумулятор с самого начала равномерно терял ёмкость и в конце срока службы показывал рабочую ёмкость 60% от заявленной заводом производителем, а учитывая, что в начале аккумулятор теряет ёмкость медленно, а после 80% достаточно быстро, введем универсальный коэффициент падения емкости = 0,9 (его можно использовать для всех аккумуляторов и типов техники). Умножим 0,9 на рабочую ёмкость 400 А*ч и получим среднюю разрядную ёмкость аккумулятора за цикл на всем протяжении его срока службы –  360 А*ч.

Далее посчитаем, сколько моточасов техника может отработать на одном цикле этого аккумулятора. Для этого рабочую ёмкость 360 А*ч поделим на среднее значение энергопотребления электропогрузчика – 80 А*ч / моточас, получаем – 4,5 моточаса на одном заряде аккумулятора – вполне правдоподобная цифра для электропогрузчика.

Далее делим общее количество наработанных моточасов 4320 на 4,5 моточаса за цикл и получаем 960 циклов заряда / разряда до выхода аккумулятора из строя.

Если у вас получилась цифра меньше 1300-1500, то присутствует какой-либо из перечисленных факторов, негативно влияющий на ресурс тягового аккумулятора:

1)        складская техника может неверно определять уровень заряда тягового аккумулятора;

2)        эксплуатирующий персонал может игнорировать показатели техники, делать глубокие разряды или оставлять аккумулятор в разряженном состоянии на длительное время;

3)        сопровождающий персонал несвоевременно заливает дистиллированную воду и пропускает замеры параметров элементов;

4)        зарядное устройство слишком долго кипятит аккумулятор при неправильной настройке заряда. 

Если вы заинтересованы в аудите вашего парка тяговых батарей свяжитесь с нами: все вышеуказанные проблемы решаются установкой датчика контроля за тяговым аккумулятором системы STOPiT и нашей сервисной службой.

Автор статьи

Александр Логинов