Восстановление тяговых аккумуляторных батарей – что это и с чем это едят?
Наши клиенты обычно сталкиваются с предложением восстановить тяговый аккумулятор в двух случаях:
- когда к ним приходит продавец этой услуги/оборудования и убедительно говорит, что его суперустановка решит все проблемы;
- когда дорогостоящий аккумулятор выходит из строя, и они сами ищут предложения на рынке услуг.
Однако важно понимать, что способа увеличения ресурса тяговых аккумуляторных батарей выше ресурса, заложенного технологией на заводе-производителе НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Значит, если аккумулятор вышел из строя по естественным причинам, а это достаточно просто рассчитывается далее в статье, то правильный вариант – именно замена.
Интересно, что за нашу практику мы встретили целый набор маркетинговых ходов, в которых завуалирована необходимость замены аккумулятора на новый: для восстановления предлагаются импульсный, резонансный, уравнительный заряды; заряды после добавления перекиси водорода (Классно, кстати, шипит!), сульфата бария и разных органических присадок.
Фактически восстановление и регенерация тягового аккумулятора происходит за счет заряда аккумулятора малым током или замены неисправных элементов.
Заряд тягового аккумулятора малым током обладает сильными сторонами, однако надо ТОЧНО понимать, когда его нужно использовать и какого эффекта стоит ожидать.
В каких случаях БЕССМЫСЛЕННО использовать заряд малым током:
- аккумулятор выходит из строя по естественным причинам;
- параметры элементов аккумулятора симметричны, и работает он не долго;
- параметры элементов симметричны, и аккумулятор полностью заряжается до 100% хотя бы 2 раза в неделю – такой процесс эксплуатации точно убирает сульфатацию электродов;
- аккумулятор своевременно сопровождали на протяжении его срока службы;
- тяговая аккумуляторная батарея гелиевая.
Вопрос: «Что будет, если провести в конце срока службы аккумулятора заряд малым током?»
Ответ: «Точечный эффект на 2-3 недели, далее аккумулятор вернется в исходное состояние».
Заряд малым током НЕ влияет на:
- морфологию (структуру) частиц активной массы;
- контакты между частицами активной массы;
- осыпавшуюся активную массу электрода на дне элемента;
- переходной слой между активной массой и токосъемной решеткой;
- инородные ионы в активной массе, набранные за время жизни аккумулятора;
- чистоту электролита.
Заряд малым током МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН в следующих ситуациях:
- тяговый аккумулятор долго находился на хранении (более квартала) и за счет саморазряда разрядился и сульфатировался. С активной массой все в порядке, присутствует небольшая сульфатация, и штатная зарядная установка не может начать заряд только из-за низкого стартового напряжения на аккумуляторе – ей необходимо помочь;
- разряд тягового аккумулятора длится более недели (очень низкая нагрузка), нужно периодически убирать сульфатацию. Одно из решений – двойная постановка на заряд (перезаряд от штатной ЗУ) или подзаряд малым током раз в полгода. Запрещено проводить такую работу с гелиевыми аккумуляторными батареями!
- тяговый аккумулятор находится в конце своего естественного ресурса. В ходе диагностики выявляется отстающий или нерабочий элемент, его меняют и проводят уравнительный заряд малым током. Но процедура ввода в эксплуатацию временная, после нее ждем выхода из строя соседнего элемента.
Для обеспечения предсказуемой и надежной работы парка тяговых батарей, мы рекомендуем использовать профессиональное сервисное сопровождение парка тяговых батарей вместе с системой STOPiT.
Склады, использующие систему STOPiT, не нуждаются ни в диагностике параметров элементов (система делает это сама), ни в проведении восстановительных работ (система убирает причины наступления сульфатации).
Мы на практике используем прозрачный подход, связанный с процедурой ввода неисправной батареи в эксплуатацию. Во-первых, мы проводим ДИАГНОСТИКУ текущего состояния тягового аккумулятора и далее при необходимости проводим комплекс работ по его ВОССТАНОВЛЕНИЮ.
Автор статьи